Применение ККТ с 1 июля 2022 года

Приказ ФНС РФ от 19.07.2021 № ЕД-7-20/673@ устанавливает порядок и сроки представления документов в случаях регистрации (перерегистрации) ККТ, снятии ее с учета, формирования отчетов через личный кабинет ККТ.

Когда ИП может принимать деньги на счет без онлайн-кассы (ККМ)

Федеральный закон 54-ФЗ обязывает практически всех индивидуальных предпринимателей пользоваться онлайн-кассами. Отсрочка применения онлайн-касс действовала на очень небольшую категорию ИП, и то лишь до июля 2021 года.

Какие ИП, согласно поправок 54 ФЗ, могут не применять онлайн-кассу при расчетах, а кому не избежать установки онлайн-касс и применения ККМ (контрольно-кассовых машин), и они будут обязаны перейти на новые правила торговли. Давайте смотреть и разбираться, когда это возможно.

Новый формат фискальных данных для продавцов маркированной продукции

Приказ ФНС РФ от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ ввел новый формат ФФД 1.2, который меняет реквизиты чеков и устанавливает дополнительные требования к использованию кассы при продаже маркированных товаров.

Пользователи онлайн-касс, осуществляющие расчеты за маркированные товары, должны успеть до 1 февраля 2022 года перейти на применение ККТ, которая обеспечивает формирование фискальных документов в соответствии с ФФД версии 1.2. Для этого нужно привести используемую ККТ в соответствие с требованиями или приобрести такую ККТ (Письмо ФНС РФ от 28.10.2021 N ПА-4-20/15207@).

Новые правила контроля за применением ККТ

Автор
Марина Климова
Бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.

С 1 июля 2021 года вступил в силу новый закон, определяющий общие принципы и правила государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ – далее Федеральный закон № 248-ФЗ). Это повлекло за собой цепную реакцию: вносятся изменения в законодательство о различных видах контроля и надзора для приведения его в соответствие с названным законом.

Дошла очередь и до контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ – скорректирован Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ). В его новой редакции указано, что организация и осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Читайте также:
Как уволить работника за прогул

С 1 марта 2022 года новые правила начнут применяться (п. 4, 7 ст. 138 Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ). До этой даты организация и осуществление контроля (надзора) за применением ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении расчетов в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными актами.

Орган контроля и его полномочия

Контроль (надзор) по-прежнему возложен на налоговые органы.

Предметом контроля и надзора являются правила применения ККТ при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях:

— обеспечения интересов граждан и организаций;

— защиты прав потребителей;

— обеспечения установленного порядка осуществления расчетов;

— полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (ИП).

Интересы налоговых органов не ограничиваются проверкой правил применения ККТ на предмет выявления административных правонарушений. На основе полученных в ходе контрольных и надзорных мероприятий данных делаются также выводы о соблюдении требований учета доходов в целях налогообложения и установленного порядка оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке (п. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ).

Для достижения поставленных целей налоговые органы:

— ведут, в том числе с помощью автоматизированной информационной системы, мониторинг расчетов с применением ККТ и полноты учета выручки, проводят анализ данных;

— осуществляют наблюдение за применением ККТ;

— проводят удаленные проверки (по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов), а также выездные проверки (по месту нахождения налогоплательщика или месту установки ККТ);

— проводят контрольные закупки;

— запрашивают необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет ККТ;

— получают, в том числе с использованием технических средств, беспрепятственный доступ к ККТ проверяемого лица, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе;

— получают беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;

— проводят контрольные (надзорные) мероприятия в отношении правильности учета наличных денег при применении ККТ;

— выносят предписания об устранении выявленных нарушений;

— взаимодействуют с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности при осуществлении функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении ККТ.

Подробные правила осуществления каждого из видов контроля (надзора) к моменту вступления в силу нового порядка установит Правительство РФ, но и сейчас, читая только сами Федеральные законы № 248-ФЗ и № 54-ФЗ, мы можем почерпнуть много важного.

Читайте также:
Бланк заявления о принятии наследства образец

Проверки в жилых помещениях

В силу прямого указания закона (абз. 4 п. 2 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ) налоговые органы вправе производить выездные проверки соблюдения требований законодательства о применении ККТ по месту нахождения налогоплательщика или месту установки контрольно-кассовой техники, в том числе в жилых помещениях.

Место нахождения налогоплательщика определяется его адресом, указанным в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Это понятие НК РФ разграничивает с понятиями места нахождения филиала, представительства или иного обособленного подразделения налогоплательщика (п. 3, 4 ст. 83 НК РФ).

Следовательно, с проверкой ККТ инспекторы могут посетить пользователя либо по т. н. юридическому адресу, либо по месту установки самой ККТ, а это, в свою очередь, может быть и обособленное подразделение, и любой иной объект.

Напомним, при регистрации (перерегистрации) ККТ пользователь сам указывает адрес и место установки (применения) контрольно-кассовой техники. В заявлении приводятся почтовый индекс, регион (код), район, город, населенный пункт, улица, номер дома (владения), номер корпуса (строения), номер квартиры (помещения), соответствующие фактическому адресу установки (применения) контрольно-кассовой техники и дополнительная информация об адресе, позволяющая идентифицировать (конкретизировать) место нахождения контрольно-кассовой техники.

В случае осуществления торговли через торговый объект указывается местонахождение этого торгового объекта.

В случае применения контрольно-кассовой техники для развозной торговли (оказания услуг, выполнения работ), при осуществлении деятельности такси либо иного вида деятельности указывается наименование и модель транспортного средства и его государственный регистрационный номер (п. 18, п. 19 порядка заполнения формы заявления о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники, утвержденного приказом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@, письма ФНС России от 15.09.2020 № ПА-4-20/14932, от 23.10.2020 № АБ-4-20/17414@, от 11.02.2021 № АБ-4-20/1680@).

Эти реквизиты обязательно приводятся и в кассовом чеке (БСО) (п. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ).

Проверка осуществляется, в том числе с целью установить находится ли ККТ по заявленному адресу или пользователь допустил нарушение порядка регистрации (перерегистрации) ККТ, за что ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрено предупреждение или штраф.

Как видим, в качестве адреса установки ККТ может быть указано, в частности, жилое помещение. Этим и мотивирована новая норма Федерального закона № 54-ФЗ о возможности проведения выездной проверки, в том числе в жилом помещении. Кроме того, в жилом помещении при определенных условиях может быть и место нахождения налогоплательщика, например, для ИП или для организации, если она зарегистрирована по месту жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации.

Читайте также:
Бланк заявления о принятии наследства образец

Но ведь жилище неприкосновенно и по общему правилу никто не вправе заходить туда против воли проживающих. Этот конституционный принцип Федеральный закон № 54-ФЗ не нарушает, поскольку в ст. 25 Конституции РФ оговорено, что для доступа в жилое помещение не требуется согласие проживающих в случаях, предусмотренных федеральными законами или на основании судебного решения. В нашем случае исключение как раз предусмотрено Федеральным законом № 54-ФЗ.

Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий, в частности, имеет право (пп. 1, 5, 7 п. 2 ст. 29, п. 4 ст. 76 Федерального закона № 248-ФЗ, п. 2 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ):

— беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением налогового органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) как объекты, где осуществляется предпринимательская деятельность, так и жилые помещения;

— обращаться за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;

— составлять акты по фактам ограничения доступа в помещения.

Напомним, что воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок рассматривается как самостоятельное административное правонарушение, за которое ст. 19.4.1 КоАП РФ (с учетом примечания к ст. 2.4 КоАП РФ) предусмотрена ответственность для должностных лиц организаций и ИП в виде штрафа от двух тысяч до четырех тысяч рублей; для юридических лиц – в виде штрафа от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Если действия проверяемого лица сделали проведение проверки невозможным, штраф составит соответственно для должностных лиц и ИП – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; для юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Читайте также:
Как уволить работника за прогул

Более того, как вытекает из пп. 1 п. 2 ст. 31 Федерального закона № 248-ФЗ, граждане, не осуществляющие предпринимательской деятельности, признаются контролируемыми лицами в случае владения и (или) пользования производственными объектами, жилыми помещениями, являющимися объектами контроля. Это означает, что, если владелец жилого помещения по месту установки ККТ, даже не имеющий отношения к бизнесу, отказывается пустить проверяющих, он также становится нарушителем и может быть привлечен к административной ответственности, но, естественно, не за нарушения в применении ККТ, а за воспрепятствование проверке. Штраф составит от 500 до 1 000 руб. (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ).

Внеплановые проверки

При осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся, а о проведении внеплановой выездной проверки контролируемое лицо заранее не уведомляется. Это еще два новых правила из п. 1 и п. 2.2 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ.

Учитывая, что с 1 марта 2022 года при проведении проверок ККТ налоговые органы обязаны руководствоваться положениями Федерального закона № 248-ФЗ, посмотрим, что говорит этот акт о внеплановых проверках с учетом специфики данного вида контроля (надзора).

Общие правила проведения выездных проверок, в том числе внеплановых, определены ст. 73 Федерального закона № 248-ФЗ. Подробности применительно к контролю ККТ определит Правительство РФ.

Они могут проводиться только при наличии у налогового органа сведений о причинении вреда или об угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям либо при выявлении т. н. индикаторов риска нарушения обязательных требований (п. 1 ст. 57, п. 1 ст. 66). Под индикаторами риска нарушений понимаются признаки, которые с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии нарушений. Эти индикаторы предстоит утвердить ФНС России (п. 9, 10 ст. 23 Федерального закона № 248-ФЗ).

Для проведения проверки обязательно принимается решение налогового органа о проведении такого контрольного мероприятия (п. 1 ст. 64 Федерального закона № 248-ФЗ).

Контролируемое лицо при проведении внеплановой проверки не уведомляют заблаговременно, однако само мероприятие не проводится спонтанно. Оно может быть начато только после внесения сведений о нем в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (п. 2 ст. 64 Федерального закона № 248-ФЗ).

Имеется в виду ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий», размещенный на сайте https://proverki.gov.ru/portal, оператором которого является Генпрокуратура РФ. Исходя из правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 № 604, данные о внеплановой проверке до ее проведения будут находиться в закрытой части реестра. Контролируемому они будут лицу не видны, однако должны быть размещены в публичном доступе на вышеназванном сайте на следующий рабочий день после проведения проверки.

Читайте также:
Бланк заявления о принятии наследства образец

Важно, что если внеплановая выездная проверка проводится без должных оснований или мероприятие своевременно не включено в вышеназванный реестр, это считается грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), что, в свою очередь, приводит к тому, что результат проверки подлежит отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом (п. 1, пп. 1, 11 п. 2 ст. 91 Федерального закона № 248-ФЗ). Более того, после такого фиаско повторное внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с органами прокуратуры вне зависимости от вида контрольного (надзорного) мероприятия и основания для его проведения (п. 3 ст. 91 Федерального закона № 248-ФЗ).

Контрольные закупки

Право на осуществление контрольных закупок появилось у налоговых органов давно. Представляют они собой контрольные (надзорные) мероприятия в отношении оформления и (или) выдачи (направления) организацией и ИП кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении ККТ и подтверждающих факт расчета между организацией или ИП и покупателем (клиентом), путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денег и (или) в безналичном порядке.

Как и внеплановая выездная проверка контрольная закупка требует оформления решения налогового органа о проведении контрольного мероприятия, а также предварительного внесения сведений о ней в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (в публичном доступе данные о контрольной закупке должны появиться в реестре на следующий рабочий день после проведения) (п. 1, п. 2 ст. 64 Федерального закона № 248-ФЗ, постановление Правительства РФ от 16.04.2021 № 604).

Как именно проводится контрольная закупка с 1 марта 2022 года определяет ст. 67 Федерального закона № 248-ФЗ:

— осуществляется без предварительного уведомления контролируемого лица;

— может проводиться дистанционно, например, через интернет или с заказом доставки, а не только в торговой точке;

— очная контрольная закупка обязательно должна производиться в присутствии двух свидетелей или двух инспекторов либо с применением видеозаписи;

Читайте также:
Как уволить работника за прогул

— после завершения контрольной закупки, за исключением дистанционной контрольной закупки, инспектор объявляет о проведении контрольной закупки, предъявляет контролируемому лицу, его представителю служебное удостоверение, копию решения о проведении контрольной закупки на бумажном носителе либо в форме электронного документа; денежные средства незамедлительно возвращаются контрольному (надзорному) органу, а товар – контролируемому лицу или его представителю;

— в случае проведения дистанционной контрольной закупки объявление о проведении дистанционной контрольной закупки осуществляется путем размещения копии решения о проведении дистанционной контрольной закупки и экземпляра акта о проведении дистанционной контрольной закупки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий не позднее, чем на следующий рабочий день после дня проведения дистанционной контрольной закупки; возврат товара осуществляется в порядке, аналогичном порядку, применяемому контролируемым лицом при совершении соответствующей сделки; продавец незамедлительно производит возврат денежных средств контрольному (надзорному) органу.

Другие подробности относительно видов и методов контроля (надзора) ожидают нас в постановлении Правительства, которое утвердит положение о проверках ККТ и должно выйти до 1 марта 2022 года.

Такском — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.

Более 20 лет компания разрабатывает и внедряет сервисы электронного документооборота. Сейчас в экосистеме продуктов для бизнеса Такском есть современные сервисы электронной отчётности, решения для ЭДО, маркировки, прослеживаемости, ОФД, сервис проверки контрагентов, а также электронные подписи для физических и юридических лиц.

Какая деятельность в принципе освобождена от ККТ

Переходим к тому, кто может не применять кассы. Полный список таких направлений бизнеса можно найти в статье 2 закона 54-ФЗ. В частности, в пункте 2.1 перечислена деятельность, которая может вестись без касс предпринимателем на ПСН. Об этом более подробно расскажем чуть дальше. Пока же об общедоступных льготных направлениях.

Кроме того, в статье 2 есть немало того, что в принципе не применимо к ИП, например, страховая деятельность, расчёты органов власти, домов культуры, ТСЖ и многое другое. Поэтому выделим только направления бизнеса, которые доступны индивидуальным предпринимателям и разрешены без ККТ вне зависимости от налогового режима. Итак, вот они:

  1. Продажа бумажных газет и журналов. Также в газетных киосках разрешено реализовать сопутствующие товары из утверждённого региональным органом власти ассортимента при условии, что минимум половину товарооборота составляет печатная периодика. Необходимо обеспечить раздельный учёт выручки.
  2. Обеспечение питанием учеников и работников общеобразовательных организаций во время занятий.
  3. Торговля на розничных рынках и аналогичных территориях (ярмарках, выставках). Однако освобождение от ККТ в этом случае действует только для тех, кто торгует продовольствием вне установленных в этих местах палаток, киосков, магазинов, павильонов, включая автофургоны и прочие приспособления с использованием транспорта. Также не нужна онлайн-касса тем, кто продаёт с открытых прилавков внутри крытых рынков непродовольственные товары, кроме включённых с специальный перечень (ищите его в распоряжении Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р). Входящие в перечень товары – ковры, одежда, кроме белья, химическая продукция, спорттовары, мебель и многое другое – нельзя продавать без ККТ.
  4. Разносная торговля, кроме технически сложных, а маркируемых, товаров и продовольствия с определёнными условиями хранения. Преференция касается продажи с рук или со специальных приспособлений, в том числе в поезде и на борту самолёта.
  5. Продажа в киосках мороженого, молока, воды и безалкогольных напитков.
  6. Реализация продовольственных товаров из автоцистерн. Таким образом можно продавать квас, молоко, растительное масло, рыбу.
  7. Сезонная продажа вразвал овощей и фруктов, включая арбузы и дыни.
  8. Приём от населения сырья, подлежащего утилизации, включая стеклотару, кроме лома металлов и драгоценных камней.
  9. Ремонт и окраска обуви.
  10. Изготовление и ремонт мелких металлических предметов (ключей и прочего).
  11. Присмотр и уход за престарелыми, детьми и больными.
  12. Продажа изготовленных изделий народных промыслов.
  13. Вспашка огородов и распил дров.
  14. Услуги носильщиков на вокзалах и подобных местах.
  15. Сдача индивидуальным предпринимателем в аренду собственных жилых помещений, в том числе совместно с машино-местами.
  16. Реализация бахил в розницу.
  17. Продажа товаров через механические торговые автоматы, работающие без электрического питания и принимающие только монеты.
  18. Продажа индивидуальными предпринимателями с рук входных билетов и абонементов в государственные и муниципальные театры. Если билеты реализуются через интернет, то ККТ применять необходимо.
Читайте также:
Как уволить работника за прогул

При продаже всего того, о чём сказано выше (кроме бахил и питьевой воды), кассу следует применять в случае, если расчёт проводится через автоматы для приёма платежей. Кроме того, она необходима при торговле подакцизными товарами.

Обратите внимание! Что касается торговли на рынках без ККТ, то вскоре её могут запретить. Государство хочет ужесточить контроль и сократить теневой оборот в этой сфере. Соответствующие поправки в закон прошли в Госдуме первое чтение. Льготы оставят только для некоторых плательщиков ЕСХН. Ранее планировалось, что изменения заработают с 2022 года с переходным периодом с февраля по апрель.

Как избежать штрафа за неприменение онлайн-кассы

Что делать, чтобы избежать штрафа за непробитый чек, неприменение ККТ, невыдачу покупателю чека и другие нарушения, указано в примечании к ст. 14.5 КоАП говорится:

  • Добровольно исполнить обязанность, за неисполнение которой могут оштрафовать. При этом сделать это нужно до решения налоговой по нарушению.
  • Пробить чек коррекции. Правила формирования чека коррекции есть в Методических рекомендациях ФНС от 6.08.2018 года №ЕД-4-20/15240@. При этом с июля 2020 года уведомлять налоговую о нарушении в течение трех дней больше не надо.

ФНС рассказала, что в 2019 году чаще всего штрафовали по ч.2 ст.14.5 КоАП — неприменение ККТ, и по ч.4 ст.14.5 КоАП — применение кассы с нарушениями. Так, за первое полугодие 2019 года ФНС только в Москве провела больше 4,5 тысяч проверок. Организации и ИП оштрафовали на 30+ млн рублей.

Есть ли штраф за неправильную систему налогообложения в чеке?

Штраф за неправильную СНО в чеке могут назначить по ч. 4 статьи 14.5 КоАП:

  • для должностных лиц — от 1 500 до 3 000 рублей,
  • для юрлиц — от 5 000 до 10 000 рублей.

Я — ИП, будет ли штраф за отсутствие онлайн-кассы?

Штраф за отсутствие кассы онлайн у ИП — 25-50% утаенных денег, но не менее 10 000 рублей. При повторном нарушении могут приостановить деятельность на 90 дней.

Не использовать онлайн-кассу до 1 июля 2021 года могут только ИП, оказывающие услуги и выпускающие товары собственного производства у которых нет работников с заключенными трудовыми договорами. Как только предприниматель заключает договор, он должен поставить кассу в течение 30 дней.

Читайте также:
Бланк заявления о принятии наследства образец

Как настроить онлайн-кассу для интернет-продаж

Интернет-продажи не освобождают от применения онлайн-кассы. Электронные чеки выдают всем физлицам, которые платят при помощи формы на сайте. Срок — мгновенно. Поэтому вам понадобится интернет-эквайринг банка или платёжный сервис, который подружится с вашей кассой. Например, интеграция с несколькими платёжными системами есть у Модулькассы и Атол Онлайн.

Чеки выдают и при банковских переводах от физлиц. Здесь есть два варианта:
— Отправить электронный чек по электронной почте или в СМС. Важно сделать это до следующего рабочего дня и раньше момента, когда передадите товар, окажете услугу или приступите к работе.

— Передать бумажный чек при встрече с покупателем.

Разъездной торговле и услугам разрешили использовать одну кассу в офисе. Не придётся покупать каждому курьеру по кассе. Подробнее читайте в статье: «Кому разрешат работать без онлайн-кассы».

Кого не оштрафуют за отсутствие ККТ в 2022 году

Законодательством определены сферы, в которых разрешается работать без применения кассовых аппаратов.

Санкции не распространяются на субъекты, которые занимаются:

  • ремонтом обуви;
  • изготовлением ключей;
  • переноской багажа пассажиров на вокзалах и в аэропортах;
  • продажей в киосках безалкогольных напитков на разлив и мороженого;
  • вспашкой огородов и распиловкой дров;
  • торговлей на розничных рынках, ярмарках и ежегодных выставках;
  • уходом за детьми и престарелыми лицами;
  • продажей кваса, молока и масла из цистерн;
  • организацией питания в школах, детских садах и других образовательных учреждениях;
  • торговлей газетами и журналами в киосках;
  • продажей изделий народного промысла собственного производства.

Правительство РФ планирует сократить список ИП, осуществляющих расчеты на рынках, ярмарках и ежегодных выставках без применения ККТ. Если проект будет принят, льготы сохранятся только для ИП и организаций на ЕСХН.

Все субъекты, которым разрешено осуществлять свою деятельность без применения онлайн-касс, перечислены в п. 2 ст. 2 Закона. От использования кассовых устройств освобождены ИП, которые работают в труднодоступных местностях. Перечень таких населенных пунктов определяют региональные власти. Без применения кассовой техники могут работать частники, облагаемые налогом на профессиональный доход (НПД), занятые в сфере: оказания услуг населению, выполнения работ, реализации товаров собственного производства.

Читайте также:
Бланк заявления о принятии наследства образец

Спецрежим ПНД позволяет ИП принимать платежи без онлайн-касс на законных основаниях. Но и здесь есть свои условия, такие как:

  • отсутствие у ИП штата сотрудников;
  • отсутствие дохода от имущества (например – сдача в аренду помещения);
  • размер годовой выручки не должен превышать 2,4 миллиона рублей.

Чтобы избежать штрафов за отсутствие онлайн-кассы, гражданин может:

  • перейти на НПД, оставаясь при этом ИП;
  • стать самозанятым.

Еще один важный момент – НПД нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (УСН, ЕСХН и ПСН).

Ещё несколько лет назад кассовая техника использовалась только при приёме наличных денег. Но в 2017-2021 годах прошла глобальная реформа: закон № 54-ФЗ от 22.05.2003, регулирующий правила в сфере применения ККТ, был кардинально переработан. Появились аппараты нового типа, и стало гораздо больше ситуаций, когда эту технику нужно использовать. Плюс к этому было введено множество различных исключений, переходных периодов, отсрочек. В этой статье мы подробно расскажем о том, как обстоят дела в 2022 году: в каких случаях ИП нужно применять онлайн-кассы, а кто из предпринимателей от этого освобождён.

Санкции за нарушение применения ККТ

Санкции применяются не только за отсутствие онлайн-кассы, но и при некорректном использовании устройства, а также за неправильную регистрацию в ФНС.

Штрафы за нарушения следующие:

  1. Применение онлайн-кассы, не соответствующей законодательным требованиям и нарушение порядка регистрации кассы в ФНС.
    • Для ИП и должностных лиц – 1 500-3 000 рублей.
    • Для предприятий – 5 000-10 000 рублей.
  2. Непредставление документов по запросу налоговых органов.
    • Для ИП и должностных лиц – 1 500-3 000 рублей.
    • Для предприятий – 5 000 – 10 000 рублей.
  3. Невыдача кассового чека или его электронного аналога (по запросу покупателя).
    • Для ИП и должностных лиц – 2000 рублей.
    • Для предприятий – 10 000 рублей.

Взыскания за использование кассы, не соответствующей требованиям 54-ФЗ, установлены в ч. 4 ст. 14.5 Кодекса. Основания для наложения штрафа:

  • используемое устройство не соответствует установленным требованиям;
  • несоблюдение сроков, порядка и условий регистрации (перерегистрации) ККМ;
  • нарушение кассовой дисциплины.
Читайте также:
Как уволить работника за прогул

Самые распространенные правонарушения:

  • онлайн-касса не прошла фискализацию;
  • несоответствие заявленных в чеке сумм;
  • ошибки в фискальном документе;
  • отсутствие договора с ОФД;
  • нет соединения с интернетом, сбои в ПО;
  • нет связи с оператором фискальных данных.

В отдельную категорию входят такие нарушения, как: несоблюдение кассовой дисциплины (5 000 рублей для ИП и должностных лиц, до 50 000 рублей для ЮЛ), невыдача чека покупателю, отказ в предоставлении электронного дубликата, подтверждающего совершение кассовой операции.

Некоторым субъектам разрешено использовать онлайн-кассы удаленно от мест расчета. В их число входят:

  • онлайн-магазины;
  • торговые предприятия с доставкой;
  • курьерские организации;
  • фирмы, предоставляющие услуги на выезде;
  • городские транспортные компании;
  • предприятия ЖКХ;
  • вендинговые компании.

Субъекты, которые вошли в список, в качестве альтернатив могут использовать QR-коды и бланки со ссылкой на сайт ФНС.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: